Пожар в арсенале начался около 22 часов. Здесь, на площади 60 гектаров, по официальным данным хранится 188 000 тонн боеприпасов: это примерно 10 тысяч вагонов со снарядами. В основном это ракеты для систем залпового огня "Смерч", "Ураган" и "Град". В первые часы после возгорания в украинских СМИ появилась информация о наличии на складах в Калиновке химического оружия и меланжа - токсичного и взрывоопасного компонента ракетного топлива, но вскоре эти слухи были официально опровергнуты.
Население Калиновки, менее 19 тысяч человек, помня о недавнем пожаре в Балаклее, начало самостоятельно эвакуироваться из города, как только на окрестности стали падать осколки и неразорвавшиеся ракеты. Те, кто не смог покинуть населенный пункт своим ходом - расценки у таксистов в эту ночь взлетели до 115 долларов за тридцать километров, спустились в подвалы. К счастью для местных жителей, в Калиновке кроме арсенала с 1994 года дислоцируется полк МВД специального назначения "Ягуар", призванный помимо прочего сохранять порядок во время чрезвычайных ситуаций.
По предварительной информации, взрывами были полностью уничтожены четыре дома в Калиновке, одна женщина получила тяжелые ранения, еще четверо местных жителей попали в больницу с ожогами и баротравмами. Из-за пожара "Украинская железная дорога" остановила движение по оживленному перегону Сосенка - Калиновка, изменив маршруты и расписание 14 пассажирских поездов. Также Украинский центр планирования использования воздушного пространства закрыл для полетов гражданской авиации 50-километровый радиус от места пожара, что отразилось на работе аэропорта Винница, где ночью готовились к экстренной посадке самолета с премьером Владимиром Гройсманом на борту.
Уже утром, вернувшись обратно в Киев, Гройсман витиевато огласил главную причину случившегося: "Более всего, вероятно, причиной пожара стали внешние факторы. Но более подробно об этом свои комментарии будут давать компетентные ведомства", - цитирует слова премьера его пресс-служба. Конкретики про "внешние факторы" украинский премьер не сообщил, но за него это сделал одиозный советник главы МВД Зорян Шкиряк, а также сотни журналистов и блогеров, усмотревших во взрывах исключительно "диверсию Кремля". А шутка про "фейерверк в честь дня рождения президента" стала самой популярной в украинском сегменте Интернета. К слову, сам Порошенко прокомментировал происшествие в своем "Фейсбуке" спустя только двенадцать часов после начала пожаров, что было списано на усталость от торжеств.
Неожиданностью можно назвать и версию, выдвинутую советником главы МВД Украины Антоном Геращенко, традиционно видящем везде "руку Москвы". Но на сей раз он обвинил во взрывах людей президента, и в первую очередь главу Генштаба Вооруженных сил Украины Виктора Муженко и его заместителей, непонятно куда потративших около 12 миллионов долларов, выделенных в этом году на обеспечение безопасности военных складов.
Наиболее наблюдательные и честные эксперты при этом напомнили об иных событиях последних дней, которые могут быть прямо или косвенно связаны с пожаром на арсенале. Речь о нашумевшем докладе правозащитной организации Amnesty International, в котором Украина называется поставщиком оружия в Южный Судан в обход действующего эмбарго, а также о расследовании международного Проекта по разоблачению организованной преступности и коррупции (OCCRP), уличившем Киев в "отмывании" и посредничестве при поставках оружия в Африку и на Ближний Восток. Мысль о масштабных хищениях на военных складах или о незаконном экспорте оружия, которые можно скрыть только путем пожара, возникает не впервые: еще после взрывов арсеналов в Новобогдановке (2004-2007 годы) и Лозовой (2008 год) много говорилось о воровстве и многочисленных случаях преступной халатности на этих арсеналах. Не обошлось без обсуждения этих версий и после уничтожения огнем арсенала в Балаклее, хотя официально военная прокуратура объявила о диверсии. В случае же с Калиновкой совпадение и вовсе вопиющее: пожар случился спустя всего два дня после обнародования компрометирующих Киев расследований. Но украинское следствие вряд ли обратит внимание на сомнительные обстоятельства случившегося: на Украине всегда ищут исключительно "внешние факторы" в том, что уже случилось и произойдет в будущем на территории, контролируемой Порошенко.